МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОБЫКНОВЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ
Согласно принципу гемиопатической (имитативной) магии считается, что и неодушевленные предметы, подобно животным и растениям, могут оказывать на окружающих как благотворное, так и вредное воздействие благодаря их внутренней природе или умению использовать при случае их свойства.
Так, в Самарканде женщины давали ребенку пососать леденец и смазывали его ладони клеем, чтобы, когда ребенок вырастет, его речи были сладкими и дорогие вещи «липли» к его рукам. Греки считали, что одежда, сшитая из шерсти овцы, которую задрал волк, будет причинять вред, вызывая чесотку или раздражение кожи у того, кто носит эту одежду. Они также придерживались мнения, что если камень, побывавший во рту у собаки, окунуть в вино, то это вызовет ссору между людьми, которые это вино выпьют. Бездетные арабские женщины из Моаба берут взаймы платье у многодетной женщины, надеясь вместе с ним приобрести плодовитость его владелицы. Кафы из Софалы (Восточная Африка) приходят в дикий ужас от удара полым предметом — тростником или соломинкой и предпочли бы быть побитыми толстой дубиной или железным прутом. Они считают, что, если человека побьют чем-то полым, его внутренности будут чахнуть до тех пор, пока он не умрет.
В Восточных морях распространена разновидность больших раковин, которые жители острова Целебес называют «стариками». По пятницам они ставят этих «стариков» на порог дома в полной уверенности, что всякий, кто ступит на порог, доживет до глубокой старости. Мальчик брахман во время обряда инициации должен наступить на камень правой ногой, повторяя такие слова: «Наступи на этот камень и будь тверд, как он». Тот же обряд с теми же словами совершается невестой брахмана при вступлении в брак.
На острове Мадагаскар для противодействия непостоянству судьбы в основание тяжелой сваи, поддерживающей дом, нужно зарыть камень. Распространенный обычай клясться на камнях, возможно, основывается на вере в то, что мощь и прочность камня подкрепляют клятву. Так, когда древним предстояло выбирать царя, они обычно становились на вросший в землю камень и оттуда провозглашали свое решение; порукой тому, что решение прочно,.была непоколебимость камня.
Магические свойства приписываются отдельным камням в зависимости от их специфической формы и окраски. Например, перуанские индейцы использовали одни виды камней для увеличения урожая маиса, другие — картофеля, третьи — для повышения плодовитости скота. Камни, используемые для увеличения урожая маиса, напоминали по форме маисовые початки, а те, что способствовали росту поголовья скота, имели форму головы барана.
Убеждение в том, что камни наделены сверхъестественной силой, зависящей от формы камня, распространено и в некоторых районах Меланезии (основ-наь островная группа в юго-западной части Тихого океана). Так, кусок обточенного водой коралла на морском берегу часто бывает поразительно похож на плод хлебного дерева. Житель Банксовых островов (группа вулканических островов в юго-западной части Тихого океана), нашедший такой коралл, зарывает его у корневища одного из своих хлебных деревьев в надежде на то, что это побудит дерево принести хороший урожай. Если эта надежда оправдывается, владелец коралла за соответствующее вознаграждение принимает от соплеменников кораллы с менее
выраженными чудодейственными свойствами и кладет их рядом со своим, чтобы те зарядились его магической силой.
Считается также, что камень с небольшими кругами на поверхности хорош для умножения денег. Если же кто-то увидит большой камень, а под ним множество маленьких камешков, как поросят под опоросившейся свиньей, то он не сомневается, что, положив на такой камень деньги, умножит число поросят в своем хозяйстве.
В этих и подобных случаях меланезийцы приписывают чудодейственную силу не самому камню, а пребывающему в нем духу. Иногда человек стремится умилостивить этот дух, возлагая на камень приношения. Некоторые камни на Банксовых островах имеют поразительную форму — они известны под названием пожирающих привидений. Считается, что в них обитают могущественные и опасные привидения. Если на один из таких камней упадет человеческая тень, то привидение вытянет из него душу, и человек умрет. Поэтому такие камни устанавливают перед домами для охраны. Гонец, которого посылает домой отсутствующий хозяин, должен назвать имя пославшего, чтобы сторожевой дух в камне не вообразил, что гонец пришел со злыми намерениями, и не причинил ему вреда.
Греки называли древесным агатом камень, имеющий древесную окраску, и полагали, что если два таких камня привязать к рогам или шеям запряженных в плуг быков, то жатва наверняка будет обильной. Они считали, что молочный камень способен вызывать у женщин обильное выделение молока, если его выпить растворенным в медовухе. Греки верили также в камень, который излечивал от укусов змей, поэтому они называли его змеиным. Чтобы проверить его действенность, нужно было растереть камень в порошок и присыпать им рану от укуса.